Восприятие фотографии
На психологию восприятия фотографии влияют многие факторы, такие как ракурс съемки, направление движения, место расположения объекта, их форма и цвет. Учеными давно доказан тот факт, что восприятие информации человеком происходит по большей части не за счет слов, а за счет ее эмоционального и зрительного содержания – позы, жестов, интонации, движения, мимики, цвета одежды и т.д. В фотографии восприятие картины происходит за счет зрительных образов. Поэтому для того, чтобы передать то настроение и эмоциональное содержание снимка, которое задумал автор, необходимо знать и учитывать некоторые аспекты.


1. Ракурс съемки
Ракурс и точка съемки оказывают огромное влияние на восприятие фотографии. При съемке портрета крупным планом оптимальной точкой съемки считается положение камеры на уровне глаз портретируемого. При съемке среднего плана камера должна находиться на уровне груди портретируемого. А при съемке человека в полный рост - на уровне живота. Изменение точки съемки (на нижнюю или верхнюю) и ракурса кардинально меняет восприятие фотографии.

В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию:
Если нам нужно снять портрет человека, подчеркнув его надменность, силу характера, влиятельность и величие, нижняя точка съемки в данном случае будет идеальной. Тем самым мы как бы выставляем определенную иерархию – возвышаем портретируемого над нами, смотрим на него снизу. Эмоциональное впечатление у зрителя от фотографии будет соответствующее. Все картины влиятельных людей – царей, князей, вельмож - написаны именно с такого ракурса.
Для достижения противоположного эффекта подойдет верхняя точка съемки, т.е. мы будем смотреть на человека свысока, придавая ощущение насмешливости, приниженности, подчеркивая его незначительное положения в обществе.

Изменение ракурса съемки позволяет не только создавать атмосферу снимка, но и влиять на объем объекта. Например, геометрическая фигура – куб, при съемке в фас будет выглядеть обычным квадратом, а переместив камеру немного в бок или используя верхнюю точку съемки, мы покажем его объем, другие грани.


2. Направление движения, диагонали
Направление движения в кадре имеет сильный смысловой акцент и важную роль в психологии восприятия фотографии.
Пространство с левой стороны давит на композицию справа, тем самым делая ее более сильной, значимой. Например, человек идет против ветра. Чтобы показать как ему тяжело, желательно выбрать направление движения справа налево. А показать скорость бегущего спортсмена лучше слева направо.
Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что глаз человека привык считывать информацию слева на право. Когда направление движения в кадре совпадает с направлением взгляда, объект как бы ускоряется, придавая большую динамичность фотографии, чем если бы наоборот двигался в противоположную сторону.
Движение, направленное вглубь кадра, кажется менее динамичным. Не ощущается скорость движения объекта.
Направление взгляда портретируемого также влияет на восприятие фотографии. Если взгляд обращен влево, это придает фотографии драматичности, безысходности, ощущения грусти. Если направо, то возникают совершенно противоположные ощущения - ассоциации со взглядом в будущее, позитивом. Взгляд, упирающийся в край кадра, вызывает ощущение дискомфорта, и наоборот, гармонично смотрится фотография, если по направлению взгляда оставлено свободное пространство.

Направления движения по диагональной плоскости.

1-4 – диагональ входа
4-1 диагональ выхода
2-3 – активная диагональ
3-2 – демонстрационная диагональ

Например:
выход главного героя на сцену обычно осуществляется по диагонали 1-4;
по диагонали 4-1 уходит за горизонт проезжающий мимо поезд;
диагональ 2-3 очень ярко покажет тяжесть альпиниста, лезущего в гору;
а на диагонали 3-2 очень гармонично впишется демонстрационное шествие.

Для того, чтобы создать нужную атмосферу снимка, желательно учитывать эти рекомендации.


3. Расположение объектов
Расположение объекта съемки с левой или правой стороны кадра также имеет сильный психологический эффект. Находящийся в левой части кадра объект задает настроение, атмосферу фотографии. На фотографиях с изображением пар, мужчина обычно находится слева, женщина справа. Если на фото мать с ребенком, мать также находится слева, ребенок справа. Левая сторона считается более активной, она доминирует. Чтобы показать разницу между маленьким и большим, тяжелым и легким, более активный предмет следует разместить слева. Например яйцо и гиря. Чтобы прочувствовать эффект, можно зеркально отразить фотографию и проследить как поменяется ее смысл.




4. Цвет
Цвет в фотографии является одним из самых важных факторов, передающих атмосферу снимка. В зависимости от сочетания и преобладания тех или иных цветов вырисовывается эмоциональная картина, несущая в себе определенное настроение. На эту тему учеными были проведены многочисленные исследования и на основе полученных данных сделаны выводы и предположения относительно психологии восприятия человеком цвета.
Цвет с научной точки зрения – это электромагнитная волна оптического диапазона, имеющая определенную длину и частоту колебаний. Цвета делятся на хроматические и ахроматические (белый, черный, серый), спектральные и неспектральные.

Из всей гаммы можно выделить основные цвета, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни и дать им краткую характеристику:

Красный цвет – ассоциируется с одной стороны с кровью, огнем, агрессией, а с другой стороны с любовью, радостью, романтикой, величием, уверенностью и раскованностью.

Оранжевый – дружественный цвет, теплый, радостный, вызывающий чувство доверия, спокойствия и доброты.

Белый – воздушный, радостный, несет в себе мир, спокойствие и свободу, ассоциируется с совершенностью и возвышенностью, чистотой.

Черный – вызывает чувство печали, угнетения, неизвестности, страха, траура, драматизма.

Желтый – яркий и радостный, беззаботный, теплый, веселый, но в сочетании с другими цветами, например, черным, может вызывать ощущение беспокойства, тревоги.

Синий – вызывает чувство гармонии, безопасности, спокойствия, ассоциируется с волшебством, магией, нежностью.

Фиолетовый – властный, ассоциируется с тайной, неизвестностью, потусторонним миром, мистикой, успокаивает, но в то же время может вызывать депрессии.

Зеленый – спокойствие, жизнь, свежесть, гармония, радость.


Цвет ( а также сочетание цветов) воздействует на человека на подсознательном уровне, вызывает различные эмоции, ассоциации. Цвет может успокаивать и возбуждать, располагать к гармонии и вызывать агрессию, отталкивать и притягивать. Правильное и гармоничное использование цветов дает фотографу возможность воздействовать на зрителя, влияя на его чувства, эмоции, воображение.

Схема гармоничного сочетания цветов Йоханнеса Иттена.



Несколько примеров сочетания и влияния цветов. Светлые оттенки делают цвета бледнее. Например, фотографировать человека в ярких нарядах лучше на черном или сером фоне. Красный цвет прекрасно держит форму, чего нельзя сказать о желтом. Другими словами красный квадрат будет выглядеть квадратнее, чем желтый. Черный цвет утяжеляет. Синие оттенки визуально удаляют. Белый расширяет форму. Желтый цвет в сочетании с черным подсознательно воспринимается как опасность.




Литература по теме:
"Экологический подход к зрительному восприятию" - Дж.Гипсон.
"Основы цвета" - Иоханнес Иттен
"Искусство форм" - Иоханнес Иттен
"Линия на плоскости" - В.Кандинский.
"Новые очерки по психологии искусства" - Р.Арнхейм.

Источник: Митронина Елена (www.mitru.ru)

При использовании материалов с сайта необходима ссылка на первоисточник - www.mitru.ru.