Основные схемы света в студийной съемке

Виды освещения:

Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.

Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.

Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.

Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.





Основные схемы света в студийной съемке


1. Бабочка

В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.



2. Живописный свет

Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.


3. Треугольник

Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.



4. Теневой и светотональный полуоборот

При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.



5. Модуляция

Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.



6. Контровый свет

Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.



7. Каминный свет

В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.


8. Высокий и низкий ключ

Высокий ключ. Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ. В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.



9. Рефлексный свет

Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.



10. Лобовое освещение

Источник света расположен перпендикулярно плоскости лба. При этом положении лицо становится более плоским, пропадает объем. Но в некоторых ситуациях учитывая особенности лица модели подобная схема света может стать выигрышной.



Для получения более интересного результата схемы света можно сочетать друг с другом, дополнять и усложнять.

Источник: Митронина Елена (www.mitru.ru)

При использовании материалов с сайта необходима ссылка на первоисточник - www.mitru.ru.