Основной блог

Блог для фотографов

Блог о путешествиях



      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ      


Дорогие друзья! Если Вам интересно следить за обновлениями и читать новые публикации, Вы можете подписаться на мой блог или на мой аккаунт в Инстаграме - ссылочка ниже.



Экспонометр и режимы экспозамера


Что такое экспонометр?

Может быть помните в эпоху пленочных фотоаппаратов многие фотографы использовали приборы для измерения падающего или отраженного света? Такие приборы назывались экспонометрами. Данные, полученные с экспонометра, позволяли фотографу безошибочно выставлять настройки фотокамеры для правильной экспозиции и во многом облегчали его работу. Со временем появились цифровые фотоаппараты, и этот хитрый приборчик был встроен уже в них, а все измерения стали производиться автоматически. Когда вы наводитесь на объект, свет через объектив попадает на чувствительный датчик, затем полученные результаты отправляются в процессор фотокамеры, а он уже в свою очередь на основе имеющихся данных определяет и выставляет правильную на его взгляд экспозицию. При съемке в ручном режиме эта функция практически бесполезна, т.к. фотограф полностью контролирует процесс сам, но если вы используете режим приоритета выдержки или диафрагмы, без экспонометра, к сожалению, не обойтись. Для того, чтобы корректно выставить второй параметр (выдержку или диафрагму), фотокамера должна иметь представление об освещенности снимаемой сцены, и в этом ей помогает система экспозамера. Вообще, конечно, автоматика - это хорошо, но в сложных ситуациях она может ошибаться, а чтобы скорректировать ее работу, фотограф должен иметь представление о том, как работает современная экспонометрия. Сложность заключается в том, что не все объекты имеют одинаковую отражательную способность. Например, лист белой бумаги отразит 70-90% света, а черный бархат всего 3-7%. А представьте, что эти оба предмета присутствуют в кадре, как должен в данной ситуации сработать экспозамер? Дело в том, что большинство снимаемых сцен имеет среднюю яркость 18%, и благодаря этой статистике экспонометр фотокамеры настраивается производителем на средне-серый тон, т.е. отражающий 18% попадающего на него света. Другими словами автоматика камеры стремиться привести среднюю яркость любой снимаемой сцены к этим самым 18%. А это значит, что белый цвет будет выглядеть светло-серым, а черный совсем не черным, а темно-серым. Но ведь не к этому мы стремимся? К счастью для таких ситуаций в цифровых фотокамерах предусмотрены 4 режима экспозамера, и фотограф сам должен решить какой режим стоит использовать для съемки той или иной сцены.


Режимы экспозамера

Оценочный замер (некоторые производители его называют матричным или мультизонным). Принцип работы этого режима заключается в следующем. Поле кадра разбивается на множество зон (около 1005), и в каждой зоне работает свой датчик, он собирает данные о яркости анализируемой области и передает их процессору. В памяти процессора записаны десятки тысяч шаблонных решений, из которых выбирается тот вариант, который максимально соответствует снимаемой сцене, и подставляет соответствующие ему значения экспопары. Оценочный замер старается усреднить яркость снимаемой сцены по-максимум, поэтому он больше всего подходит для съемки равномерно-освещенных объектов, например, пейзажей в облачный день, когда нет резких переходов от света к теням. Чаще всего этот режим используют фотолюбители, кто не хочет разбираться в тонкостях экспонометрии. Это как съемка в автоматическом режиме - так проще и вроде бы приемлемый результат.

Центрально-взвешенный замер. Один из самых используемых режимов, потому что подходит для большинства снимаемых сцен. При анализе данных учитывается 70% от всей площади кадра, но в приоритете остается центральная зона, потому что как правило, главный объект съемки находится ближе к ней. Области, выходящие за пределы 70% в расчетах не участвуют.

Частичный замер. В качестве анализируемой области берется очень маленький участок в центре кадра, примерно 7-9% от всей площади изображения, остальные зоны во внимание не принимаются. Этот режим подходит для тех случаев, когда важно максимально правильно передать не всю сцену, а только ее часть. Например, при съемке в контровом свете очень важно, чтобы главный объект съемки был хорошо проэкспонирован, а фон играет второстепенную роль, он может уйти в пересвет, либо провалиться в тень.

Точечный замер имеет сходство с частичным, разница лишь в том, что для анализа используется еще меньшая площадь кадра - примерно 1-5%, это фактически точка, от чего и произошло его название. Используется этот режим также для съемки высококонтрастных сцен.