Основной блог

Блог для фотографов

Блог о путешествиях



      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ      


Дорогие друзья! Если Вам интересно следить за обновлениями и читать новые публикации, Вы можете подписаться на мой блог или на мой аккаунт в Инстаграме - ссылочка ниже.



Учимся читать гистограмму

Гистограмма. Странное и загадочное слово, которого многие боятся, и очень зря. Именно поэтому данный пост я решила посвятить ей. Будем рассеивать страхи и учиться пользоваться этой бесценной и незаменимой функцией, надежным помощником любого фотографа. Для чего нужна гистограмма - для того, чтобы контролировать правильность выставленных настроек, избегать пересветов и завалов в тенях, понимать охвачен ли весь диапазон яркостей, который должен присутствовать на фото и насколько контрастно изображение. Многие привыкли ориентироваться на жк дисплей, но это не совсем правильный и профессиональный подход. Дело в том, что в зависимости от освещения изображение на нем будет выглядеть то ярче, то тусклее. А размер дисплея настолько мал, что не позволяет детально рассмотреть всю площадь снимка, а это значит, что вы лишаетесь возможности оценивать правильность выставления экспозиции, корректировать настройки камеры в процессе съемки и будете вынуждены исправлять это потом. С помощью графических редакторов можно производить экспокоррекцию изображения с минимальной потерей качества. Но, если на фото присутствуют пересветы или завалы в тенях, восстановить информацию в этих участках будет невозможно. Поэтому привыкайте сразу пользоваться гистограммой и вы очень быстро поймете насколько эта функция полезна и важна.

Гистограмма - это график, по горизонтальной оси которого распределена шкала яркостей (полутонов) от черного до белого, а по вертикальной оси относительное количество пикселей в каждой из этих зон. Диапазон яркостей укладывается в интервал от 0 до 255, где 0 – это абсолютно черный, 255 – абсолютно белый, а все, что между ними - градации серого.

Горизонтальную ось для удобства можно разделить на 5 равных частей. Средняя часть - это серый тон (соответствует цвету кожи не загорелого человека), все, что левее - темно-серый и черный; все, что правее - светло-серый и белый. Поэтому левая часть гистограммы называется "тенями", правая - "светами", а середина - "средними тонами".

Каждая точка горизонтальной оси имеет свое тоновое значение, поэтому, просматривая гистограмму, можно определить какие тона и в каком количестве присутствуют на фото. Если Вы фотографируете лицо человека крупным планом, график гистограммы должен подняться посередине в зоне средних тонов, но если он сместился влево или вправо, это говорит о том, что экспозиция выставлена не правильно и требуется срочная корректировка. При съемке темного объекта подъем графика будет зарегистрирован слева - в зоне теней, а при съемке светлого объекта (например, кусок неба) - в зоне светов. Когда я читаю статьи на различных сайтах, где пишут, что правильная гистограмма имеет форму колокола, мне становится жалко людей, которые верят этой информации и пытаются всеми силами привести ее именно к такому виду. Колокольчик - это когда на фотографии присутствуют практически все полутона от темного до светлого, и преимущественно средние тона. А если вы фотографируете белый квадрат, откуда взяться колокольчику? В этом случае график гистограммы поднимется в правой части графика, это будет вертикальный столбец, который дойдет до самого верха оси. И это будет говорить о том, что все пиксели на фото имеют белый цвет. Если вы фотографируете пейзаж, на котором присутствуют и темные участки, и светлые тона, т.е. весь спектр яркостей, то график гистограммы равномерно распределиться по всей горизонтальной оси, а небольшой всплеск будет наблюдаться в зоне тех тонов, которых больше присутствует на фото.

Если гистограмма обрывается в левой части графика, это говорит о том, что на фото присутствуют завалы в тенях, если график обрывается в правой части - значит есть пересвет. И в том и другом случае требуется корректировка экспозиции в минус или плюс. Исключением являются ситуации, если это задумано как художественный прием. Например, вы сфотографировали человека на фоне хорошо освещенного окна, на гистограмме появится пересвет. Плохо это или хорошо? Все зависит от того, какую вы преследовали цель. Обычно детали, которые проявляются за окном не имеют смысловой нагрузки и фотографы стараются выставить настройки так, чтобы за окном оставался пересвет. Или при съемке в темном помещение, где пучок света освещает только лицо. Нужно ли проявлять задний план, добавит ли это художественности фото? Подобные решение остаются на усмотрение фотографа.