Баланс белого и цветовая температура

Баланс белого

Установка баланса белого необходима для правильной передачи цвета на фотографии. В отличие от человеческого глаза, цифровая фотокамера видит белый цвет с различными оттенками в зависимости от типа освещения. Например, лист белой бумаги будет иметь желтоватый отлив при включенной лампе накаливания и синий при люмисцентной лампе. Чем выше температура, тем больше холодных оттенков присутствует в цвете, чем ниже температура, тем больше теплых. Для того, чтобы цветопередача была более точной, необходимо внести некоторые корректировки в настройки цифровой камеры - установить баланс белого вручную с использованием серой карты или воспользоваться соответствующими режимами фотокамеры, либо выставить цветовую температуру, соответствующую тому или иному источнику освещения, которая обозначается в градусах Кельвина. Одно и то же фото при разных настройках будет выглядеть совершенно по-разному.
В художественной фотографии настройки баланса белого выставляются в зависимости от творческой задумки. Например, для получения более теплых тонов можно установить цветовую температуру в пределах 5000 - 7000 Кельвинов.


  

Цветовая температура

Любое тело, температура которого отлична от абсолютного нуля, излучает электромагнитные волны различной длины и частоты. Эти волны называют тепловым излучением. Длина и частота волны определяют спектр излучения в оптическом диапазоне, т.е. в диапазоне, воспринимаемом глазом человека. Для изучения теплового излучения в физике используется абстрактная модель "абсолютно черного тела", которое полностью поглощает свет и ничего не отражает. При нагревании до нескольких тысяч кельвинов тело начинает светиться, излучая свет в определенном цветовом спектре, при дальнейшем нагревании спектр излучения будет постепенно смещаться от красного к желтому, от желтого к голубому, от голубого к синему и т.д. Источники света естественные и искусственные также имеют свою цветовую температуру, которая измеряется в градусах Кельвина (К).

Например:

  • 1000 К - свеча или спичка
  • 2600 - 2800 КК - бытовая лампа накаливания
  • 3200 - 3600 КК - фотографическая лампа накаливания
  • 5500 - 5600 КК - дневной свет или студийная вспышка
  • 6600 - 7000 КК - пасмурный день
  • 10 000 К - тень
  • 11 000 - 18 000 КК - голубое небо

При температура примерно 5000 - 5550 градусов Кельвина глаз человека начинает воспринимать отраженный свет как белый, хотя на самом деле это не так.


Серая карта

Большинство фотографов для настройки баланса белого используют серую карту. Это более точный метод установки ББ, в отличие от белого листа. Во-первых, потому что идеально белой бумаги не существует, всегда присутствует оттенок того или иного цвета, во-вторых, белый цвет имеет способность сильно рефлексировать - отражать, что в свою очередь мешает установке правильных настроек. Серая карта обладает минимальной отражательной способностью - 18% и является эталоном средне-серого цвета, золотой серединой между белым и черным. В зависимости от этого эталона будут определяться все остальные цвета. Правильная установка ББ по серой карте гарантируется в том случае, если кадр правильно экспонирован.


Ручная установка баланса белого

1. Кельвины
Ориентируясь на таблицу соответствия температур различным источникам света, можно установить баланс белого в Кельвинах. Для этого необходимо выбрать соответствующее меню в настройках фотокамеры и установить значение, подходящее для данных условий съемки.

2. По белому листу, или по серой карте.
Белый лист (либо серую карту) нужно разместить рядом ссобъектом съемки и сфотографировать таким образом, чтобы он занимал всю площадь кадра. Далее в меню фотокамеры выбрать вкладку "баланс белого" - "ручной ББ" (названия разделов соответствуют камере Canon), и выбрать фотографию, которая была сделана для этой цели. Фотокамера произведет соответствующие настройки и сохранит их в памяти. При смене условий съемки манипуляцию следует произвести заново.

3. По серой карте с последующей постобработкой
Рядом с объектом съемки установить серую карту и сделать контрольный снимок. При последующей обработке в графических редакторах пипеткой кликнуть по серой карте, указав это значение как серый цвет. А далее применить настройки ко всей серии.

4. Выбор авторежимов
В каждой современной фотокамере существует несколько вариантов автоматических настроек, соответствующих тому или иному типу освещения - дневной свет, тень, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка. Нужно выбратьодин из режимов, наиболее подходящих к условиям съемки, и баланс белого настроится автоматически.


Источник: Митронина Елена www.mitru.ru

При использовании материалов с сайта необходима ссылка на первоисточник - www.mitru.ru.